Мерчандайзер – сотрудник производственной или дистрибьюторской компании, который занимается обеспечением наличия товара в торговой сети, его размещением на полках и прилавках, мониторингом продаж. Именно он отвечает за то, чтобы нужный товар оказался в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве и по нужной цене (так называемый принцип пяти «н»). Однако стоит различать мерчандайзера компании-производителя, компании-дистрибьютора и мерчандайзера розничного магазина. В первом случае это специалист, обеспечивающий продвижение «своего» товара в различных магазинах. Во втором – это сотрудник, поддерживающий запас любого товара, отвечающий за его выкладку на полках и в торговом зале согласно утвержденной планограмме.
Впервые профессия мерчандайзера возникла в 30-е годы ХХ века в США, в компаниях, занимающихся розничной торговлей. В некоторых фирмах такая должность до сих пор отсутствует, и функции этого сотрудника выполняет либо менеджер по продукту, либо торговый представитель.