Супервайзер

Супервайзер (от англ. «supervisor» – надсмотрщик, надзиратель) – руководитель группы агентов по продажам. Основная его задача заключается в координации и контроле работы торговых агентов, торговых представителей и мерчандайзеров – тех специалистов, которые занимаются поставками товаров в торговые точки, следят за их выкладкой, контролируют объемы дистрибьюции и продаж.

Должность «супервайзер» – американское «изобретение» начала 1970-х. Ее появление в западных компаниях было вызвано развитием технологий и необходимостью усиления контроля над деятельностью персонала. Компании стремились минимизировать свою зависимость от так называемого человеческого фактора и получать максимальную отдачу от капиталовложений. На этом этапе задача эффективного надзора была возложена на плечи супервайзеров. Такой специалист может работать в любой отрасли и в зависимости от специфики организации выступать в качестве руководителя низшего звена или офис-менеджера, инструктора, инспектора, ревизора с соответствующими полномочиями. В его подчинении находится группа работников численностью, как правило, от 6 до 20 человек. Доверительные отношения с каждым сотрудником позволяют супервайзеру максимально задействовать его знания и навыки для решения поставленных задач.

Образование

По мнению экспертов рынка, обучиться профессии супервайзера в вузе или в каком-либо другом учебном заведении невозможно: желательно проходить весь карьерный путь, начиная с самых первых ступеней, и на собственном опыте познавать тонкости работы агентов по продажам и торговых представителей. Лучшей школой для супервайзера были и остаются иностранные компании. Именно их «выпускники» пользуются наибольшим спросом на рынке труда.

Главным требованием работодателей к соискателям на позицию супервайзера является наличие опыта работы от 1 года до 3 лет в области продаж, в сфере управления персоналом. Возможно среднее специальное образование, однако предпочтение отдается кандидатам с дипломами вузов, особенно если они связаны с психологией и социологией. В крупных торговых компаниях-дистрибьюторах определенной торговой марки к претендентам предъявляются достаточно высокие требования к владению основами трудового законодательства, рыночной экономики, технологических процессов деятельности организации, кадровой политики, этики делового общения. Желательно также наличие опыта в проведении маркетинговых и социологических исследований.

Смежные карьеры

Супервайзеру должен быть знаком весь набор тех операций, выполнения которых он ждет от своих подчиненных, поскольку в экстренных случаях ему иногда приходится на время заменить отсутствующего или отстраненного им работника.

В большинстве случаев до позиции супервайзера дорастает удачливый торговый агент. Опыт показывает, что профессионалами становятся только в том случае, если начинают с нижних ступеней в иерархии специалистов в области продаж.

Функциональные обязанности

Обязанности супервайзера могут варьироваться в зависимости от специфики деятельности конкретной компании. Так, в дистрибьюторской фирме он должен способствовать увеличению объема продаж, и в его ведении находится руководство работой торговых представителей. В BTL-маркетинге – это человек, который руководит группой промоутеров или мерчандайзеров, следит за тем, чтобы у них всегда было достаточное количество рекламных материалов. Если вдруг случается что-то непредвиденное, супервайзер должен оперативно решать возникшие административные вопросы. Главным образом, такие специалисты работают в качестве постоянных сотрудников, но бывает, что их привлекают для выполнения временной работы. К примеру, в рекламном бизнесе супервайзер может быть своего рода «свободным художником»: рекламные агентства достаточно часто приглашают подобных специалистов с соответствующим опытом на один, как правило, масштабный проект – рекламную акцию – и поручают работу с группой промоутеров. В целом, можно выделить следующие функциональные обязанности:

  • Ставить перед подчиненными задачи, распределять участки работ, расставлять приоритеты.
  • Корректировать работу персонала при сбоях в общем порядке работы.
  • Организовывать взаимозаменяемость работников.
  • Контролировать соблюдение графика работ, расстановку персонала в соответствии со штатным расписанием.
  • Проверять обеспеченность работников материально-техническими и информационными ресурсами.
  • Предотвращать и ликвидировать конфликтные ситуации в коллективе.
  • Оценивать качество работы каждого подчиненного.
  • Присутствовать при общении работников с клиентами, указывать на возможные недочеты.
  • Предлагать способы поощрений и взысканий.
  • Организовывать учебные курсы и персональное наставничество.
  • Определять критерии требований к кандидатам на работу и принимать участие в отборе претендентов.
  • Представлять новичков коллективу, знакомить их с условиями работы и основными принципами кадровой политики.
  • Обеспечивать взаимодействие коллектива с другими подразделениями компании.
  • Составлять отчеты о готовности каждого конкретного работника к выполнению тех или иных задач, о достигнутых результатах, о причинах, приведших к срыву выполнения планов.
  • Выполнять при необходимости работу отдельных сотрудников из своей группы.

Навыки

Претендент на позицию супервайзера должен иметь водительские права и личный автомобиль, так как 30–50% рабочего времени он проводит в разъездах по торговым точкам, закрепленным за его подчиненными. Время в офисе он посвящает работе с отчетами и документами, поэтому ему требуется знание различных офисных программ, а также специализированной – «1С: Торговля и Склад».

Идеальным считается кандидат, обладающий навыками планирования и системным мышлением – умением видеть ситуацию в целом и прогнозировать ее развитие. Нужно отлично знать структуру и технику продаж, уметь вести переговоры, знать специфику рынка и основы мерчандайзинга. Ему должны быть присущи такие личные качества, как коммуникабельность, наблюдательность, стрессоустойчивость, требовательность, способность работать в напряженном режиме. Также очень важно наличие лидерских качеств и умение грамотно организовать работу группы. По мнению самих представителей этой профессии, супервайзера могут не слушать, а вот слушаться – обязательно.

Плюсы и минусы

Среди минусов можно назвать напряженный характер работы: по признанию самих супервайзеров, трудиться иногда приходится по 14 часов в сутки. В силу управленческого характера деятельности таких специалистов на них возлагается определенная ответственность не только за материальную базу, но и за человеческие ресурсы. Так, бóльшую часть рабочего времени супервайзера занимает индивидуальный контакт с его подопечными, что естественно подразумевает повышенную эмоционально-психологическую нагрузку. В то же время специалист должен регулярно встречаться не только со своими подчиненными, но и с начальством, предоставляя отчет за всю группу и получая новые указания и распоряжения.

Кандидат в супервайзеры должен быть готов к тому, что, переходя со ступеньки торгового представителя на более высокую должность «надсмотрщика», он несильно выигрывает в зарплате. Однако новая позиция является отличной возможностью получить ценный управленческий опыт и достаточно быстро подняться по карьерной лестнице, заняв должность менеджера по продажам.

Оплата труда

Доход супервайзера в торговой компании-дистрибьюторе складывается, как правило, из фиксированного оклада и процентов от продаж его группы. Общая сумма колеблется от $1000 до $2000. А в регионах, по статистике HeadHunter, доход специалиста в среднем составляет $800. Многие работодатели предоставляют своим сотрудникам в пользование служебный сотовый телефон или берут на себя определенную часть затрат при пользовании личным аппаратом, также выдаются компенсации за использование в работе своего личного автомобиля или оплачивается проездной на общественный транспорт. В крупных компаниях супервайзерам может быть предоставлен корпоративный автомобиль (примечание Profmcg.ru).

Перспективы

Поскольку супервайзер хорошо знаком со структурой компании, сферой ее деятельности, особенностями работы, у него есть хорошие возможности для роста. К примеру, через некоторое время он может занять должность начальника отдела или менеджера по работе с регионами. Как правило, руководство очень высоко ценит активных сотрудников и готово продвигать их по служебной лестнице уже спустя год успешной работы.

HR Planet

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *